Что такое информационная безопасность ребенка?

Что такое информационная

безопасность ребенка?

Информационная безопасность ребенка

– это состояние защищенности детей, при

котором отсутствует риск, связанный с

причинением информацией вреда их здоровью

и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию.

(Статья 2 ФЗ)

Прежде чем ограждать ребенка от воздействия медиа-продукции,

необходимо разобраться, какая именно информация может причинить ему

вред.

Какая информация причиняет вред здоровью и развитию детей?

 побуждающая детей к

совершению действий, представляющих

угрозу их жизни и (или) здоровью, в том

числе к причинению вреда своему

здоровью, самоубийству;

 способная вызвать у детей

желание употребить наркотические средства, психотропные и

(или) одурманивающие вещества, табачные изделия,

алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки,

изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных

играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или

попрошайничеством;

 содержащая информацию порнографического характера

 отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к

родителям и (или) другим членам семьи;

 обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и

(или) жестокости либо побуждающая осуществлять

насильственные действия по отношению к людям или животным,

за исключением случаев, предусмотренных настоящим

Федеральным законом;

 оправдывающая противоправное поведение;

 содержащая нецензурную брань.

На какие группы делится информационная продукция?

 информационная продукция для детей, не достигших возраста 6 лет;

 информационная продукция для детей, достигших возраста 6 лет;

 информационная продукция для детей, достигших возраста 12 лет;

 информационная продукция для детей, достигших возраста 16 лет;

 информационная продукция, запрещенная для детей. (Статья 6 ФЗ)

Как определить степень опасности информации?

Большинству родителей знакома ситуация, когда семейный просмотр

кинофильма или телевизионной передачи может быть омрачен

демонстрацией сцен насилия, жестокости, присутствием нецензурной брани

или информации порнографического характера. Предугадать цепь событий

кинофильма или транслируемой передачи практически невозможно.

Попытаться закрыть ребенку глаза, уши или вовсе попросить его покинуть

комнату – довольно распространенный метод оградить его от негативной

информации. Однако чаще всего такие действия воспринимаются детьми как

нарушение их свободы и мотивируют любыми способами добраться до

запретной информации.

Принятый федеральный закон об информационной безопасности детей

позволяет родителям еще до начала просмотра фильма или передачи узнать,

для какого возраста рекомендован данный медиа-

продукт.

Итак, производитель, распространитель

информационной продукции размещают знак и (или)

текстовое предупреждение об ограничении ее

распространения перед началом трансляции

телепрограммы, телепередачи, демонстрации

фильма при кино- и видео-обслуживании.

Знак информационной продукции демонстрируется в публикуемых

программах теле- и радиопередач, в углу кадра, за исключением

демонстрации фильма, осуществляемой в кинозале.

Размер знака информационной продукции должен составлять не менее

5% площади экрана, афиши или иного объявления о проведении

соответствующего зрелищного мероприятия, объявления о кино- или

видеопоказе, а также входного билета, приглашения. (Статья 12 ФЗ)

Как обозначается степень опасности информации?

 для детей, не достигших возраста шести лет,

– в виде цифры «0» и знака «плюс»;

 для детей, достигших возраста шести лет, – в

виде цифры «6» и знака «плюс» и (или) текстового

предупреждения в виде словосочетания «для детей

старше 6 лет»;

 для детей, достигших возраста двенадцати

лет, – в виде цифры «12» и знака «плюс» и (или) текстового

предупреждения виде словосочетания «для детей старше 12 лет»;

 для детей, достигших возраста шестнадцати лет, – в виде цифры «16» и

знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде

 словосочетания __________«для детей старше 16 лет»;

 для детей, – в виде цифры «18» и знака «плюс» и (или) текстового

предупреждения в виде словосочетания «запрещено для детей».

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

 доступ детей к информации, распространяемой посредством

информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети

Интернет), предоставляется операторами связи, при условии

применения ими средств защиты детей от информации, причиняющей

вред их здоровью и (или) развитию (Статья 14 ФЗ);

 содержание и художественное оформление печатных изданий,

полиграфической продукции (в том числе тетрадей, дневников,

обложек для книг, закладок для книг), аудиовизуальной продукции,

иной информационной продукции, используемой в образовательном

процессе, должны соответствовать требованиям настоящего

Федерального закона (Статья 15 ФЗ);

 первая и последняя полосы газеты, обложка экземпляра печатной

продукции, запрещенной для детей, при распространении для

неопределенноо круга лиц в местах, доступных для детей, не должны

содержать информацию, причиняющую вред здоровью и (или)

развитию детей;

 информационная продукция,

запрещенная для детей, в виде печатной

продукции допускается к распространению в местах, доступных для

детей, только в запечатанных упаковках;

 информационная продукция, запрещенная для детей, не допускается к

распространению в предназначенных для детей образовательных

организациях, детских медицинских, санаторно-курортных,

физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры,

организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее

чем 100 метров от границ территорий указанных организаций. (Статья

16 ФЗ).

Оказывайте помощь детям в выборе телепередач и следите за временем

нахождения у телевизора. Общее время просмотра телепередач детьми до 7

лет не должно превышать 6-7 часов в неделю, детьми от 7 до 12 лет – 10

часов. Следите, чтобы ребенок не смотрел телевизор более получаса подряд.

Общайтесь со своими детьми на тему «Телевидение. Опасность. Дети».

Объясните ребёнку, почему существуют запретные телепередачи (учет

возрастной маркировки, размещенной на экране), почему телевизор нельзя

смотреть долго (вред для здоровья и др).

Составьте для ребёнка собственную программу телепередач, учитывая

его возрастные и личностные особенности.

Объясните и покажите разницу

между отечественной и зарубежной

телепродукцией. Создайте с ребенком

домашнюю видеотеку с отечественными

мультиками и детскими фильмами.

Анализируйте вместе с ребёнком

после просмотра телепередачи значимость программы, поведение героев или

ведущих.

Ориентируйте ребёнка на выбор телегероя для подражания. Обсудите с

ребенком его поведение, основные черты характера.

Формируйте у ребёнка самостоятельный выбор позитивного

телепросмотра. Разработайте совместный план по борьбе с “вредным”

телевидением.

Правила при использовании средств массовой информации

Формируйте в ребенке читателя еще до школы. Начните сами читать

ребёнку книги, а затем подбирайте такие, которые ребёнок сможет прочитать

самостоятельно от начала и до конца.

Анализируйте вместе с ребёнком после прочтения книги или журнала

их значимость, поведение героев.

Старайтесь выслушать ребенка, стимулируйте его стремление задавать

вопросы. Отвечайте на них заинтересованно, не опасаясь признать своих

сомнений и даже непонимания некоторых моментов.

Учите ребенка вести диалог. Это поможет поддержать с ним контакт в

течение всего периода взросления.

Обсуждайте с детьми различные случаи,

прочитанные в книгах, газетах или журналах.

Предложите им решить, как бы они поступили в той

или иной ситуации. Обсудите возможные и наиболее

правильные варианты поведения.

Учите детей оценивать каждый свой поступок

критически. Это поможет им преодолеть беспечность, которая может

толкнуть их на поиски легких решений.

Правила при работе с книгопечатной продукцией

(книги, газеты, журналы)

Разговаривайте с детьми. Вы должны знать, какие сайты они посещают,

с кем общаются, что любят смотреть. Не следует разрешать ребенку

пользоваться Интернетом свободно, как ему захочется.

Установите правила для использования сети Интернет. Четко

определите время, которое ребенок может проводить в Интернете, и сайты,

которые он может посещать.

Не следует разрешать детям распространять личную информацию.

Объясните ребенку, что опасно разглашать сведения личного характера

(номер телефона, домашний адрес, номер школы и др.), а также размещать

свои фотографии.

Объясните ребенку, что при общении в сети Интернет в чатах, форумах

и других ресурсах, требующих регистрации, нельзя использовать реальное

имя. Помогите ему выбрать регистрационное имя (ник), не содержащее

информации личного характера, вместо фотографии выберите аватар.

Научите детей быть осторожными.

Расскажите ребенку о возможных опасностях сети

Интернет и их возможных последствиях. Ребенок

должен знать, что нельзя открывать

подозрительные файлы и ссылки, как бы заманчиво

они не выглядели. Приучите ребенка спрашивать

то, в чем он не уверен.

Не позволяйте ребенку встречаться с on-line знакомыми. Объясните

ребенку, что никогда нельзя быть уверенным в том, кто с тобой общается в

виртуальном пространстве.

Объясните ребенку, что нельзя открывать файлы, полученные от

неизвестных пользователей, так как они могут содержать вирусы или

фото/видео с негативным содержанием.

Правила при работе ребенка с компьютером и сетью Интернет

Убедитесь, что на компьютерах установлены и правильно настроены

антивирусные программы, средства фильтрации контента и нежелательных

сообщений.

Ознакомьтесь с содержанием интернет-ресурсов, которыми пользуется

Ваш ребенок. Научитесь пользоваться чатами, электронной почтой,

ресурсами моментальных сообщений и провайдеров интернет-услуг.

Выделите те сайты, которые, по Вашему мнению, Ваш ребенок должен

избегать.

Узнайте об интернет-привычках Вашего ребенка и его друзей.

Интересуйтесь технологическими новинками, например, фильтрующим

или другими охранными программами.

Решите, какие программы наиболее подходят для Вашей семьи, и

установите их на своем компьютере. Пересматривайте Ваши настройки

каждые 6 месяцев, чтобы убедиться, что установленные программы не

требуют обновлений.

Просматривайте журнал посещений интернет-ресурсов на компьютере,

чтобы узнать, какие сайты посещал Ваш ребенок.

Сформируйте список полезных, интересных, безопасных ресурсов,

которыми может пользоваться ребенок.

Не отправляйте детей в “свободное плавание” по Интернету.

Старайтесь активно участвовать в общении ребенка с Интернетом, особенно

на этапе освоения.

Беседуйте с ребенком о том, что нового для себя он узнает с помощью

Интернета и как вовремя предупредить угрозы.

Следите за тем, чтобы Ваши правила соответствовали возрасту и

развитию Вашего ребенка.

Руководствуйтесь рекомендациями педиатров:

 до 7 лет врачи не рекомендуют допускать детей к

компьютеру/Интернету;

 7-10 лет время за компьютером рекомендовано ограничить 30 мин. в

день;

 10-12 лет до 1 часа за компьютером;

 старше 12 лет – не более 1,5 часов с обязательными перерывами.

Помните, что злоупотребление компьютером рискованно для

физического здоровья и может вызвать у ребенка ухудшение зрения,

гиподинамию, подверженность аллергиям и даже сердечнососудистые

заболевания.

СПОСОБЫ  КОНТРОЛЯ РЕБЕНКА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Контролируйте деятельность ребенка в Интернете с помощью

специального программного обеспечения:

 родительский контроль (Пуск – Панель управления – учетные записи

пользователей и семейная безопасность – установить родительский

контроль);

 программы фильтрации Обзор программ и ссылки на сайты

разработчиков посмотреть на сайте Лиги безопасного интернета

www.ligainternet.ru;

 журнал просмотренных web-страниц.

 используйте настройки безопасного поиска (установка запрета на

открывание сайтов определенной тематики) и защитите их паролем;

 используйте контентные фильтры

(установка запрета на определенное содержание) и

другие инструменты защиты;

 используйте безопасный режим (не

видна запретная информация) в социальных сетях

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ

ПО ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ

Ситуативные задачи. Предложите своему ребенку ответить на

вопросы, как бы он поступил, если бы оказался в одной из следующих

ситуаций. Проанализируйте полученные ответы вместе. В случаях, когда

ребенок затрудняется ответить или предложенный им вариант может

привести к отрицательным последствиям, окажите ему помощь и

посоветуйте как поступить правильно.

Ситуация 1. Ты общаешься в

социальной сети со своими друзьями.

Неожиданно от незнакомого тебе человека

приходит сообщение: «Привет, у тебя

отличные фото! Только у меня все равно

круче! Жми скорее сюда!». Предлагается

перейти по ссылке для просмотра фотографий. Как следует

поступить в данной ситуации?

Ситуация 2. Ты находишься в сети Интернет, изучаешь сайты с

информацией о далеких планетах. Вдруг наталкиваешься на сайт , который

предлагает составить твой личный гороскоп. Ты переходишь по ссылке,

отвечаешь на все предложенные вопросы. В конце опроса тебе предлагается

ввести номер мобильного телефона. Какими будут твои действия? Почему?

Ситуация 3. Тебе позвонил друг и сообщил, что увидел в Интернет

сообщение о срочном сборе средств для больного ребенка. Деньги

предлагается перевести на счет указанного мобильного телефона или на

электронный кошелек. Твой друг настаивает на помощи ребенку. Какими

будут твои действия? Почему?

Ситуация 4. Во время общения в социальной сети тебе приходит

сообщение: «Привет! Мы с тобой как-то виделись у наших общих друзей.

Решил тебя найти в сетях. Классная у тебя страничка! Может пойдем

вечером гулять?» Как ты поступишь в этой ситуации? Почему?

ИГРА «СВЕТОФОР»

Предложите детям игру «Светофор». Объясните, что и в сети Интернет

должны применяться правила «движения», выполнение которых позволит

избежать серьезной опасности для жизни и здоровья. Раздайте каждому

участнику карточки зеленого, красного и желтого цветов. Поясните, что

красный цвет означает отрицательный ответ, зелёный – положительный,

желтый – спрошу совета взрослых. Задавайте участникам вопросы или

предлагайте оценить утверждения, используя

карточки. Участник, набравший максимальное

количество правильных ответов становится

инспектором информационной безопасности

(ведущим) и продолжает задавать свои вопросы

остальным. Игру можно проводить среди отдельных

ребят, команд, групп, классов, а также вместе с родителями. Использование

таких занимательных форм позволит определить степень усвоения правил

работы в Интернете, но и предоставив детям возможность стать ведущими –

увидеть уровень осведомленности детей в возможных рисках и угрозах

бесконтрольного использования информационных ресурсов.

Предлагаем варианты вопросов и утверждений:

  1. Могут ли вредоносные программы украсть вашу переписку с

друзьями? (Да)

  1. Можно ли скачивать игры с неизвестных сайтов? (Нет)
  2. Можно ли открывать письма от неизвестного вам человека, если он

предлагает перейти по определенной ссылке, чтобы посмотреть

фотографии, картинки? (Нет)

  1. Нужно ли советоваться с родителями, если незнакомый человек

предлагает совершить какие-либо действия (скачать игру,

посмотреть видеоролик)? (Да)

  1. Все ли сайты в интернете безопасны? (Нет)
  2. Можно ли использовать сеть Интернет безо всяких опасений? (Нет)
  3. Может ли общение в социальных сетях принести вам какой-нибудь вред? (Да).

Комментирование запрещено